Татьяна Алексеева (tania_al) wrote,
Татьяна Алексеева
tania_al

«ГРУША-08» глазами новичка. Часть 2.

Вспоминая Грушинский фестиваль 2008 года, еще немного хотелось бы сказать о парадоксах, с которыми столкнулась современная авторская песня. Например, первоначально дорога уводила адептов и поклонников бардовской песни в пространство не только физическое, но и духовное. Отрывала от «материального», даровала иллюзию свободы. Сейчас, когда «материальным» кровно озабочено 90 % населения страны – заработками, квартирными проблемами, социальным статусом и пр., а авторская песня в большинстве своём переместилась на эстраду (особенно исполнительские проекты, «Песни нашего века» и др.), - стало просто некого и некому призывать к пренебрежению «материальным». Все охвачены примерно одним и тем же – и барды, и их слушатели…


Получается, что лишь очень немногие авторы и исполнители идут «против течения», то есть предлагают массовой аудитории нечто такое, что она, аудитория, принять не готова. И Груша-08 как раз очень отчетливо проявила то напряжение, «проблемное поле», которое существует между бардами и зрительным залом… После того, как бардовская песня переместилась на сцену, отношения между автором и слушателями стали, на мой взгляд, весьма драматичными. Бард уже – не «один из нас». Теперь он либо совершенно осознанно, со всей полнотой ответственности – и риском быть осмеянным – берёт на себя роль гуру (как, например, Виктор Луферов), либо откровенно превращается в эстрадного исполнителя, наращивая лишь артистизм. Ну, или становится автором маргинальным – для очень узкого круга «своих», знатоков и ценителей. А еще есть, конечно, и четвертая возможность – всевозможные жанровые поиски, которых тоже на Груше было немало…


Аудитория «эстрадников» - в основном, ностальгирующая, с теплотой вспоминающая молодость, но не слишком склонная напрягаться. Слушая мастерское исполнение старых бардовских песен, люди, скорее, стремятся отдохнуть от забот, развеселиться, а не загружаться мыслями о том, что «все мы смертны» и о том, «что же останется после меня». Собственно, именно это облегченное направление я бы назвала на Груше-08 той самой официально поддерживаемой «нормой», относительно которой все честные авторские поиски и эксперименты превращаются в «альтернативу».


Груша-08 (на Мастрюковских озерах) существовала по принципу дополняющих друг друга контрастов. Главная («гостевая») сцена находилась в центре фестивальной поляны и была самой массовой – как раз для публики, не любящей напрягаться. И ходить далеко не надо, и почти все приехавшие на фестиваль авторы-исполнители хоть понемногу на ней выступали. Можно было обо всех «составить представление», как говорится… Программа на ней получилась довольно пестрой, разнообразной – на все вкусы. По этому признаку «общедоступности» гостевая эстрада и стала чем-то вроде нормативной «точки отсчета», официальным местом. Остальные сцены отличались гораздо большей цельностью, выраженностью «направления» - и в исполнительских пристрастиях, и в жанровых поисках. В итоге, они воспринимались как альтернативные не только гостевой эстраде, но и друг другу.


И вот этот спектр «направлений», представленный на Груше, был, по-моему, самым ценным достижением фестиваля. Поскольку для неравнодушного, любопытствующего зрителя он создавал возможность знакомства с разными ракурсами, подходами и отношением к авторской песне. Открывал возможность диалога с ними… Вот только самого диалога пока не случилось и случиться не могло.


Коротко говоря, помимо «гостевой эстрады», на фестивале было еще три выраженных центра: объединенная сцена «АЗиИ+» и «Второго канала» (вместе с «Поэтической эстрадой»), сцена «Междуречье» (пространство пограничное между «акустическим роком» и бардовской песней), и «Костровая площадка» (поле чистого эксперимента – малых групп и внимательных слушателей). Насколько я поняла, «Второй канал» и на Груше проводил свои мастерские и свой конкурсный отбор. Но, не будучи «конкурсантом», ничего не могу рассказать об этом. А вот концертная деятельность «АЗиИ+» в условиях фестиваля невольно приобрела просветительский – и даже «педагогический» - характер…


«АЗиЮ+» на Груше-08 представляли Николай Якимов, Александр Деревягин, Антон Яржомбек. Выступали в рамках проекта Владимир Завгородний, Ольга Чикина, Сергей Труханов, Мария Штох, Вера Вотинцева, Александр Иванов, Евгения Ланцберг, Надежда Сосновская, Андрей Анпилов и Михаил Кочетков. А так же Роман Филиппов и Ксения Полтева, Виктор Воронов, Игорь Иванов. Но самой показательной была характерная для «АЗиИ» форма session – выстраивание единой музыкальной ткани из творчества нескольких разных исполнителей и инструментов, свободное течение песенной импровизации.


Само расположение «азиатской» сцены на первый взгляд было на редкость невыгодным: возле дороги, по которой туда-сюда перемещались толпы совершенно случайных людей, приехавших отдохнуть и «оторваться» на природе, а уж никак не слушать музыку и душевно напрягаться. Парадокс, но именно эту придорожную и неподготовленную публику, бредущую по своим делам, то и дело «царапали» композиции «АЗиИ+». В противовес облегченной и общедоступной программе «гостевой эстрады» здесь, наоборот, погружали в совершенно невероятные и неприглядные темы: одиночество, смерть… а то и тьма, таящаяся в человеке… Да и музыка звучала совсем особенная – сложная, многоплановая: не аккомпанемент к песенке, а самоценное «произведение», сочетание нескольких музыкальных потоков. А в варианте session они еще и взаимно перетекали, развивали и перекраивали друг друга. Метафорические, насыщенные образностью и мыслью, стихи…


Окосевшие от многодневного пьянства граждане недоуменно зависали возле эстрады, пытаясь послушать концерт. И довольно быстро осознавали, что происходит «что-то не то», непривычное, странное… Никто почему-то не пытается им, зрителям, угодить, подладиться под них, развеселить, снискать их аплодисменты. «А повеселее что-нибудь спеть нельзя?» – этот унылый выкрик из зрительного зала к концу фестиваля стал традицией на «азиатских» концертах. Но самое трогательное, что в ответ очумевшим слушателям всерьез и честно объясняли со сцены, что «повеселее – нельзя»… что для этого существует еще несколько эстрад, куда можно отправиться и послушать там «что-нибудь повеселее».


«Азиатская» сцена была единственной, где авторы-исполнители вдруг начали разговаривать со своими зрителями. «Сопротивление материала» оказалось страшным. И протестующие настроения в публике нарастали порой до такой степени, что единственным выходом было обратиться к ним напрямую… Меня поражало, как внезапно затихали и усмирялись разошедшиеся пьяные пацаны, когда с ними начинали разговаривать со сцены Николай Якимов, Деревягин или Сергей Труханов. Словно им не хватало именно этого – «отцовского», уверенного и волевого начала. Совсем мелкие подростки смотрелись как птенцы, выпавшие из гнезда. А вид тех, кто постарше, показывал: ничего с 1960-х гг. не изменилось. И растерянные толпы сограждан остались примерно там же, где и были, – «блуждать по пустыне»… Хотя положенные библейские «сорок лет блужданий», казалось бы, уже миновали…


Однако далеко не все случайные зрители уходили. Кто-то, конечно, разочарованно и недовольно уползал, но некоторые оставались. И на мой взгляд, самым важным завоеванием каждого концерта на сцене «АЗиЯ+» была не крохотная горстка «своих», которые и без того любят, ценят и понимают… Самым драгоценным были «чужие» – удивленные, ошарашенные, пережившие новый опыт. С ними кто-то заговорил о смерти и одиночестве, о разрывах и боли… Им почему-то не захотели сделать «повеселее». Для этих немногих слушателей само столкновение с сознательной волей, с тем, что кто-то остаётся самим собой вопреки массовым миграциям и сиюминутным ценностям, – было неожиданным уроком. И тут уже встает вопрос, скорее, для каждого конкретного автора-исполнителя – о цене концерта. О том, что оправдывает усилия: скопление довольных происходящим «своих» - или 2-3-5 человек в зале из «чужих», настороженных и мешающих, но в итоге открывших для себя что-то важное не только в эстетическом смысле – в человеческом, жизненном…


И вот тут опять сталкиваешься с очередным парадоксом. Многое из того, что делает «АЗиЯ+» принципиально не является авторской песней, – по крайней мере, в традиционном смысле слова. Усложненная музыка, классическая, но не родственная поэзия (не самим музыкантом сочиненная). Драматические – до трагизма – темы композиций и стихов (при том что в «старой» авторской песне преобладало утешительство – «не грусти, старина», «еще встретимся», и всё такое). А самое главное – далеко не всегда проявлено личностное начало… Ведь композиции Н.Якимова и А.Деревягина (особенно в формате session) создают некий музыкально-смысловой поток, погружаясь в который сразу переносишься во «внеличностное» состояние сознания, растворяешься (недаром говорят о психоделике и «медитативной» музыке – в связи с «АЗиЕЙ»).


Александр Деревягин на Груше-08 дал совершенно потрясающий концерт по песням Ю.Визбора. И на мой взгляд, он сейчас – самый лучший, самый глубокий его интерпретатор и исполнитель… Но тут опять же речь идет о резонансе - о внутреннем и нежданном созвучии совершенно разных личностей, на котором, по сути, построена вся эстетика «АЗиИ». А вот песни Антона Яржомбека, при всей их уникальности и поэтической сложности, диктующей сложность и мелодического рисунка, намного ближе к классической бардовской песне – в силу проявленности личного начала…


Но вот удивительно: хотя творчество того же Николая Якимова или Александра Деревягина заведомо не является авторской песней (в узком смысле), результатов-то оно достигает тех же самых. Музыка и слово развиваются в некую «личную историю» - не субъективно-авторскую, а просто личную. Постепенно она вовлекает в себя все больше энергии со стороны слушателей, затягивает в свою «воронку» всё их внимание… И на выходе вдруг обнаруживается тоже самое: блуждание по бескрайней жизненной пустыне, обретение новых ориентиров – взамен лживых или исчерпавших себя, и автор-исполнитель в качестве гуру, проводника…


Может быть, это и называется «альтернативой», когда в искомое и очень важное место попадаешь по новой, прежде нехоженой дороге?


На Груше-08 был еще один пример довольно яркой «альтернативы» - эстрада «Междуречье». Но о ней – в следующий раз.


Продолжение следует

кросспост в bards_ru

Начало здесь
Tags: Груша-08, эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments